перейти к полному списку дипломных проектов
Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ СИСТЕМ СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЙ.
1. Система АВТОР-2+
Система АВТОР-2+ предназначена для быстpого и удобного составления расписаний занятий и сопровождения их в течение всего учебного года. АВТОР-2+ - универсальная система. Есть несколько версий программы, рассчитанные на любые учебные заведения:
сpедние и специализиpованные (математические, языковые и т.п.) школы, лицеи, гимназии;
техникумы, училища и колледжи;
ВУЗы с одним учебным корпусом;
ВУЗы с несколькими учебными корпусами (с учетом переездов между корпусами).
АВТОР-2+ позволяет максимально облегчить и автоматизиpовать сложный тpуд составителей расписания. Система помогает легко стpоить, коppектиpовать и pаспечатывать в виде удобных и наглядных документов:
pасписания занятий классов (учебных групп);
расписания пpеподавателей;
расписание аудиторий (кабинетов);
учебные планы;
тарификацию.
АВТОР-2+ имеет пpиятный дизайн и дpужеcтвенный сеpвис. Программа достаточно проста в освоении. Имеется подробное руководство, в котором описаны все возможности и способы работы с программой. Программа работает на любых IBM-совместимых компьютерах, начиная с 486DX с оперативной памятью 4Mb (и выше), занимает около 1 Mb на жестком диске. Операционная система: MS DOS, либо WINDOWS 95/98. Время работы зависит от размерности учебного заведения и мощности компьютера. Полный расчет и оптимизация расписания школы среднего размера (30 классов, 60 преподавателей, две смены) идет около 15 минут на компьютере типа Celeron-400.
Программа отличается уникальным и очень мощным алгоритмом построения и оптимизации расписания. Полученное автоматическое расписание практически не требует ручной доработки, то есть даже при очень сложных и жестких ограничениях автоматически размещаются все возможные занятия. Если в исходных данных имеются неразрешимые противоречия, то их можно обнаружить и устранить, используя специальный блок анализа.
АВТОР-2+ позволяет:
оптимизировать "окна" в расписании;
учитывать требуемый диапазон дней/часов как для классов, так и для преподавателей;
оптимально pазмещать занятия по кабинетам (аудиториям) с учетом особенностей классов, предметов, пpеподавателей и вместимости кабинетов;
учитывать хаpактеp pаботы и пожелания как штатных сотpудников, так и совместителей-почасовиков;
легко соединять ("спаpивать") несколько классов (учебных групп) в потоки пpи пpоведении любых занятий;
pазделять классы пpи пpоведении занятий по иностранному языку, физической культуре, тpуду, информатике (и любым другим предметам) на любое количество подгрупп (до десяти!);
вводить (помимо основных пpедметов) спецкуpсы и факультативы;
оптимизировать равномерность и трудоемкость расписания.
По желанию заказчика АВТОР-2+ модифициpуется под условия конкретного учебного заведения.
2. Система “Расписание” ver 4.0 Москва – ЛинТех
Необходимо сразу же отметить, что программа “Расписание” ориентирована на составление школьного расписания, использование в ВУЗ`ах и колледжах возможно лишь с некоторыми оговорками. Составление расписания производится в рамках комплекса условий, которые определяются на шагах ввода исходных данных. Полный перечень возможных условий приведен ниже:
Ограничен максимальный номер урока – т.е. количество уроков, максимально допустимое в день;
Равномерность распределения нагрузки преподавателей между днями расписания;
Равномерность распределения нагрузки классов между днями расписания;
Контроль окон в расписании преподавателей;
Программа учитывает то обстоятельство, что классы могут произвольно объединяться и дробиться (классы могут объединяться в потоки или же дробиться на более мелкие подгруппы, причем эти подгруппы, в свою очередь, могут служить основой для объединения в более крупные группы. Пример: в школе №1859 есть 2 старших класса, но в каждом из этих классов есть две подгруппы по специализации, занятия по общеобразовательным предметам проводятся сразу для всего класса, а предметы по специализации – отдельно. Но поскольку подгруппы по специализации слишком малы, а преподавателей не хватает, по некоторым предметам подгруппы 11а и 11б также могут объединяться (например, на ин.яз.) – это усложняет обеспечении непрерывности расписания для классов (необходимо обеспечивать непрерывность расписания для каждой из подгрупп);
Наличие нескольких смен – в этом случае отдельные классы должны приходить позже, чем группы первой смены, кроме этого, усложняется контроль окон в расписании преподавателей, если есть преподаватели, работающие в обе смены – в этом случае в расписании этих преподавателей их занятия необходимо “стягивать” вокруг пересечения смен;
Условие привязки преподавателей к аудитории – отдельные преподаватели имеют “свою” аудиторию, в которой проводят все свои занятия;
Наличие “плавающей” смены – когда время начала первого урока точно не определено, т.к. оно формируется динамически, в зависимости от освобождения связанных с соответствующим классов, преподавателей, аудиторий;
Контроль вхождения расписания объекта (класс, преподаватель, аудитория) в допустимый рабочий диапазон (в карту временных ограничений). Например, для преподавателя в карте временных ограничений обычно указываются методические дни, иногда, отдельные номера уроков – словом, указываются те позиции, на которые установка занятий с участием данного объекта невозможна;
Наличие комбинированных предметов – типа “ин.яз./информатика” “информатика/труд” и т.п. - когда класс разбивается на подгруппы;
Условие привязки предметов к аудиториям – проведения занятий по отдельным предметам возможно лишь в строго определенной аудитории или списке аудиторий (физкультура, труд и т.п.);
Составление расписания с учетом того обстоятельства, что по некоторым предметам на занятия приходит не целый класс, а его подгруппа. Чтобы другая подгруппа в это время не гуляла по школе, такие занятия могут ставиться строго только первыми или последними занятиями в расписании класса;
“Выдержать параллели” – для некоторых преподавателей необходимо учитывать то обстоятельство, что для проведения занятий требуется длительная подготовка (например, занятия по химии), в этом случае занятия в дневном расписании преподавателя стараются поставить блоками параллелей, например, сначала 5-ые классы, затем 7-ые и т.п., или же при распределении между днями разнести занятия в разных параллелях на разные дни;
Иногда при составлении расписания требуется учитывать тот нюанс, что по некоторым предметам расписание известно заранее –в этом случае такие занятия вводятся как неперемещаемые (фиксированные);
Контроль запрещенных комбинаций предметов, приходящихся на один день расписания класса – например, нежелательно, чтобы “физическая культура” и “труд” проводились в один и тот же день;
Выполнение условия требуемых последовательностей предметов – когда необходимо обеспечивать установку групп занятий, в которых занятия должны идти в определенной последовательности, например, физика-астрономия и т.п.;
Наличие классов, привязанных к аудиториям – основная масса занятий для таких классов проводится именно в этой аудитории, за исключением тех занятий, для которых требуется специализированная аудитория;
Необходимость расстановки занятий по отдельным предметам по два занятия подряд (“парами”, “спарками”), причем это условие может быть жестким (ни в коем случае не разрывать “спарки” занятий), а может носить предпочтительный характер (если не получается перемещать по два занятия, “спарку” можно разрывать);
Учитывается то обстоятельство, когда по некоторым предметам расстановка допустима лишь одиночными занятиями.
скачать бесплатно Описание технологической области
Содержание дипломной работы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.1. ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧИ СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ
1.1.1. ОБЩАЯ ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧИ СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЙ
1.1.2. ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАЧИ СОСТАВЛЕНИЯ РАПИСАНИЯ В ПРИМЕНЕНИИ К РАСПИСАНИЮ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ.
1.2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ПО
1.3. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.
2.1. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАСПИСАНИЯ В ВУЗЕ
2.1.1. ОБОЗНАЧЕНИЯ
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
2.1.2. ПЕРЕМЕННЫЕ
2.1.3. ОГРАНИЧЕНИЯ
2.1.4. ЦЕЛЕВАЯ ФУНКЦИЯ
2.2. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННОЙ ЗАДАЧИ
2.2.1. ПОЛНОСТЬЮ ЦЕЛОЧИСЛЕННЫЙ АЛГОРИТМ
2.2.2 ПРЯМОЙ АЛГОРИТМ ЦЕЛОЧИСЛЕННОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ
2.2.3. ТЕХНИКА ПОЛУЧЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ДОПУСТИМОГО БАЗИСА
2.3. ОСОБЕННОСТИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ
2.3.1. ВЫБОР МОДЕЛИ
ИЕРАРХИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ
СЕТЕВОЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ
РЕЛЯЦИОННЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ
2.3.2. ОПИСАНИЕ ВХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ
2.3.3. РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАДАЧИ
2.3.4. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЗАДАЧИ СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ
2.4. РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПРОГРАММЫ
2.5. АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВЫВОДЫ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ВОЗМОЖНОСТИ ПРОГРАММНЫХ ПРОДУКТОВ СИСТЕМ СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЙ.
3. Система “Методист”
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ЛИСТИНГ ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ МЕТОДОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ АВТОМАТИЧЕСКОГО СОСТАВЛЕНИЯ РАСПИСАНИЯ