перейти к полному списку дипломных проектов
Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички
Глава 2 Средства создания электронных учебных пособий 2.1. Инструментальные средства создания и взаимодействия ЭУП
Давно была обнаружена зависимость между методом усвоения материала и способностью восстановить полученные знания некоторое время спустя. Если материал был звуковым, то человек запоминал около четверти его, если информация была представлена визуально – около трети, при комбинированном воздействии (зрительном и звуковом) запоминание повышалось до половины, а если человек вовлекался в активные действия в процессе обучения, то усвоение материала повышалось до 70%. Активные методы обучения, используемые в электронных учебных пособиях (ЭУП) применяют эту зависимость. Основное отличие ЭУП от традиционных печатных изданий и электронных книг заключается в обязательном наличии интерактивного взаимодействия (ИВ) между студентом и компьютером.
Целью исследования в области ЭУП является создание электронных учебных курсов и их взаимосвязанных конгломератов. В самом общем случае ЭУП – это целостная дидактическая система, основанная на использовании компьютерных технологий, ставящая целью обеспечить обучение студентов по индивидуальным и оптимальным учебным программам с управлением процесса обучения .
ЭУП имеют много разнообразных форм. Они отличаются друг от друга дидактической направленностью, степенью эффективности, и массой технических характеристик.
ЭУП в идеале должны покрывать всю учебную программу. ЭУП благодаря наличию интерактивного взаимодействия позволяют повысить роль и эффективность самообучения, расширить диапазон направлений поиска новых знаний.
При проектировании ЭУП необходимо определить:
как излагать материал;
как контролировать полученные знания;
методику использования ЭУП.
Преимущества мультимедиа ЭУП:
Наличие системы управления процессом обучения, включающую средства структурирования и оптимизации учебного материала, средства проверки знаний, обратную связь и т.п.;
Методы, позволяющие значительно ускорить познавательные процессы – гипертекст, гипермедиа;
Графические средства, обеспечивающие высокий уровень наглядности.
Средства моделирования, позволяющие организовать виртуальный лабораторный практикум и т.д.
Основное отличие ЭУП от традиционных печатных изданий и электронных книг заключается в обязательном наличии интерактивного взаимодействия (ИВ) между студентом и компьютером. ПК играет роль, схожую с ролью консультанта, помогающего организовывать обучение.
Анализируя разнообразные средства ИВ, можно выделить несколько основных:
гипертекст
Гипертекст представляет собой собрание текстовых элементов, выводимых на монитор, в которых выделенные слова или фрагменты указывают, к каким смежным по смыслу текстам можно перейти в данный момент. Сам переход осуществляется читателем. Представление материала в гипертекстовой форме, его чтение и анализ, не могут быть осуществлены без специальных программных средств, обеспечивающих поддержку связей, ссылок, или гиперссылок. Поэтому гипертекстом часто называют как саму форму организации текстового материала, так и технологию, без которой такая организация невозможна.
Все разновидности гиперссылок (ГС) можно условно разделить на следующие группы:
1) ГС внутри одного документа;
2) ГС на другие документы;
3) ГС на фрагменты других элементов.
Гипертекст выступает как система коммуникаций, связывающих между собой теорию, концепции, идеи, понятия, представления. Благодаря этому, пользователь получает возможность доступа к “смежным” элементам текста, что создает единое “образовательное пространство”. Чем больше это пространство насыщается связующими различные элементы гипертекста маршрутами, тем в большей степени оно становится маршрутизируемым и осваиваемым.
Образование предполагает постоянное осмысление учащимся элементов знаний и их взаимосвязей. Компьютер усиливает способность переходить по смысловым связям от одних понятий и мыслей к другим, поддерживая, интенсифицируя процесс мышления. Человек стремится так двигаться в системе идей, понятий и знаний, чтобы не уходить в сторону от изучаемого предмета и совершенствовать свои знания в определенной области. Гипертекст может помочь ему не углубиться в “дебри”, поддержать его в тех случаях, когда вследствие ослабления внимания, человек может последовать по случайным смысловым путям, которые не ведут к пониманию и запоминанию предмета. Это положительное свойство гипертекста особенно важно, когда речь идет об осмыслении большого, сложного, с трудом удерживаемого в сознании материала.
Еще одной существенной особенностью гипертекста является поддержание им диалога. Учащийся, либо включается в диалог уже созданных кем-то интеллектуальных продуктов, либо поддерживает диалог, который в процессе мышления осуществляет с самим собой, с собственными, уже зафиксированными, высказанными мыслями.
В процессе обучения студент, читая текст подряд, двигаясь линейно от его начала к концу, воспринимает материал с позиции автора учебного курса, то есть в соответствии с его методическими предпосылками. В то же время, читатель может иметь возможность реально прослеживать многочисленные межтекстовые связи, получать ответы на регламентированные данной методикой вопросы, не покидая гипертекстового пространства.
Для достижения целостного взгляда на предмет, учащемуся приходиться самостоятельно исследовать пространство гипертекста, искать наиболее содержательные пути освоения материала, что требует большого интеллектуально напряжения, в результате чего активным образом освоенный материал лучше удерживается в памяти, образуя более крепкий фундамент для дальнейшего образования.
гипермедиа
На стыке двух современных информационных технологий гипертекстовые технологии и технологии мультимедиа, родился совершенно новый тип систем, называемых “гипермедиа”. В системах гипермедиа смысловые переходы могут иметь место между элементами разнородной информации: текстом, изображениями, речью, музыкой, видеофрагментами и т.п. Элементы этой информации связаны аналогично тому как это имеет место в обычном гипертексте. Благодаря синтезу различных видов информации достигается огромный, ни с чем не сравнимый обучающий эффект.
моделирование
Считается, что в ЭУП есть моделирование, когда наряду с изучением материала, студент имеет возможность изменять некоторые параметры специально созданной ситуации, наблюдать изменение результата. При этом может проводиться демонстрация действий (иногда для обозначения такого вида моделирования используют термин “управляемая анимация”), или просто состояние экспериментальной системы скачкообразно переводиться в конечную фазу.
Студент имеет возможность анализировать сложившуюся или динамично изменяющуюся ситуацию. Особый интерес вызывает моделирование сложных процессов и устройств. Виртуальный эксперимент, который в реальной жизни реализовать невозможно помогает учащимся глубже понять суть процесса.
ЭУП с моделированием редки в силу сложности решаемых задач. Моделирование или управляемая анимация, является отдельной областью научных исследований.
Моделирование или “виртуальный эксперимент” как средство получения практических навыков может быть единственной содержательной основой ЭУП.
контроль
В любой системе образования важнейшая роль принадлежит объективному контролю качества знаний и оценке эффективности методик обучения.
Объективизация оценки качества образования может быть достигнута при наличии хорошо структурированной модели знаний предметной области и большого числа текстовых заданий, разработанных педагогами – экспертами.
Средства контроля знаний обычно вводят для следующих целей:
самоконтроль;
выходной контроль (выставление оценки);
определение и коррекция пути прохождения через ЭУП (сюда относиться входной и промежуточный виды контроля).
В ЭУП находят применение 4 способа проверки знаний;
вопрос в открытой форме;
вопрос в закрытой форме;
задача на установление соответствия (разновидность второго способа);
задача на установление правильной последовательности (разновидность второго способа) .
скачать бесплатно Создание электронного обучающего комплекса по дисциплине Инновационный менеджмент
Содержание дипломной работы
Создание электронного обучающего комплекса по дисциплине "Инновационный менеджмент"
Введение
Глава 1. Общая характеристика дисциплины «Инновационный менеджмент» .1 Содержание и структура курса: рабочая программа дисциплины
1.2. Основные понятия.
Классификация инноваций по рассмотренным выше критериям позволяет:
Сфера инновационной деятельности
Глава 2 Средства создания электронных учебных пособий 2.1. Инструментальные средства создания и взаимодействия ЭУП
Системы для разработки ЭУП и их классификация
Программы для быстрой подготовки несложных типов мультимедийных приложений
Специализированные системы разработки мультимедийных электронных документов
Кадр
Временная шкала
2.2 Сравнительный анализ Macromedia Authorware 6 и HyperMethod 3.5
HyperMethod 3.5
Подведение итогов
Глава 3. Разработка электронного учебного пособия 3.1 Построения структуры учебника
3.2 Процесс создания электронного учебника
Основная часть: подсистема тестирования
Публикация курса
Заключение
Список литературы