5.5.3. Ответные действия


перейти к полному списку дипломных проектов

Ссылка на скачивания файла в формате .doc находится в конце странички

5.5.3. Ответные действия

Политика компьютерной безопасности должна определить, какой подход должен использоваться сотрудниками организации в ходе ответных мер при подозрении на атаку. Порядок действий в таких ситуациях должен быть определен заранее и размножен в письменном виде. Должен быть учтен ряд типовых проблем, возникающих при происшествии, чтобы их решение было логичным с точки зрения интересов организации, а не подсказанным паникой, которая может возникнуть при обнародовании факта атаки. Ниже приводятся вопросы, на которые надо обязательно заранее дать ответ:

Кто будет отвечать за принятие решений об ответных действиях?

Следует ли привлекать сотрудников правоохранительных органов?

Будет ли ваша организация сотрудничать с другими при попытках установить личность злоумышленника?

Будет ли атака отражена сразу после ее обнаружения, или вы позволите потенциальному злоумышленнику продолжить свои действия? Если вы позволите ему продолжать, то могут быть получены дополнительные улики, позволяющие выявить способ атаки, что позволит предотвратить ее в будущем, а также возможно выследить злоумышленника и довести дело до суда.

Ответы на эти вопросы должны быть частью порядка улаживания происшествия. Если такой порядок не определен, то его надо разработать. Системы обнаружения атаки и порядок улаживания происшествия, кратко описанные здесь, являются только частью программы компьютерной безопасности в организации. Хотя отдельные компоненты имеют самостоятельную ценность (управление доступом, обнаружение атаки, и т.д.), чтобы результат был максимальным, все компоненты должны быть согласованы друг с другом на основании политики безопасности, разработанной для конкретной сети. Например, если сигналы тревоги от сервера поступают группе технической поддержки клиент-серверных приложений, а сигналы тревоги брандмауэра - группе сетевых администраторов, атака может быть недооценена или вообще проигнорирована.

Политика обнаружения атаки - низкий риск

Программно-аппаратные средства:

Функции протоколирования в операционных системах и приложениях должны быть включены на всех хостах и серверах.

Функции подачи сигналов тревоги, а также протоколирование, должны быть включены на всех брандмауэрах и других средствах управления доступом периметра безопасности.

Организационные меры:

Должны выполняться периодические проверки целостности брандмауэров и других систем управления доступом периметра безопасности.

Должен производиться ежедневный анализ системных журналов систем управления доступом периметра безопасности.

Должен производиться еженедельный анализ системных журналов хостов и серверов во внутренней, защищенной сети.

Пользователи должны быть обучены сообщать о всех подозрительных признаках при работе систем своим системным администраторам, а также соответствующим сетевым администраторам или сотрудникам отдела информационной безопасности.

Все сообщения о проблемах при работе пользователей, полученные системными администраторами, должны анализироваться на предмет, не является ли эта проблема признаком атаки. О всех подозрительных событиях они должны сообщать сетевым администраторам и сотрудникам отдела информационной безопасности.

Политика обнаружения атаки -средний риск

Программно-аппаратные средства:

На всех хостах и серверах должны быть включены функции протоколирования.

Функции подачи сигналов тревоги, а также протоколирование, должны быть включены на всех брандмауэрах и других средствах управления доступом периметра безопасности.

Все критические сервера должны иметь дополнительные средства наблюдения за работой пользователей

На всех важных серверах должны быть установлены дополнительные средства наблюдения, такие как tripwire, и соответствующие средства управления доступом к сервисам, а также дополнительные средства протоколирования, обеспечиваемые операционной системой. Таким образом должны быть защищены сервера DNS, сервера аутентификации, сервера безопасности для Unix, контроллеры домена и сервера Exchange для среды Windows NT, и любые сервера приложений, которые считаются важными для решения задач организации.

Организационные меры:

Должны выполняться периодические проверки целостности брандмауэров и других систем управления доступом периметра безопасности.

Должен производиться ежедневный анализ системных журналов систем управления доступом периметра безопасности.

Должен производиться еженедельный анализ системных журналов хостов и серверов во внутренней, защищенной сети.

Пользователи должны пройти курс обучения и быть обучены сообщать о всех подозрительных признаках при работе систем своим системным администраторам, а также соответствующим сетевым администраторам или сотрудникам отдела информационной безопасности.

Все сообщения о проблемах при работе пользователей, полученные системными администраторами, должны анализироваться на предмет, не является ли эта проблема признаком атаки. О всех подозрительных событиях они должны сообщать сетевым администраторам и сотрудникам отдела информационной безопасности.

Должны периодически запускаться средства обнаружения атаки на хост, такие как tripwire.

Сотрудники отдела информационной безопасности или ответственные за нее должны установить контакты с организациями, занимающимися расследованием происшествий с компьютерной безопасностью, а также FIRST (смотрите ww.first.org) и обмениваться информацией об угрозах, уязвимых местах и происшествиях.

Если критические системы не были скомпрометированы, организация должна сначала попытаться выследить злоумышленника, а потом устранить последствия атаки. (ФИО сотрудника) отвечает за принятие решения о том, какие действия будут приниматься для устранения уязвимых мест или попыток получить дополнительную информацию о злоумышленнике. Этот человек должен иметь образование, позволяющее решать юридические проблемы, возникающие в связи с происшествием.

Политика обнаружения атаки - высокий риск

Программно-аппаратные средства:

На всех хостах и серверах должны быть включены функции протоколирования.

Функции подачи сигналов тревоги, а также протоколирование, должны быть включены на всех брандмауэрах и других средствах управления доступом периметра безопасности.

На всех серверах должны быть установлены дополнительные средства наблюдения, такие как tripwire, и соответствующие средства управления доступом к сервисам, а также дополнительные средства протоколирования, обеспечиваемые операционной системой.

На всех критических серверах должны быть установлены дополнительные средства обнаружения атак, которые работают по принципам, отличным от тех, которые используются основными средствами этого рода, установленными на всех серверах. Например, если основным средством обнаружения атаки является tripwire, которое использует сравнение контрольных сумм для проверки целостности системы, то на важных серверах должны быть установлены экспертные системы, использующие статистические аномалии для выявления атаки.

Во всех местах сети, в которых происходит концентраций трафика, должны быть установлены средства обнаружения атак, следящие за появлением в трафике признаков атак, соответствующим признакам, имевшим место при известных атаках.

Организационные меры:

Должны выполняться периодические проверки целостности брандмауэров и других систем управления доступом периметра безопасности.

Должен производиться ежедневный анализ системных журналов систем управления доступом периметра безопасности.

Должен производиться ежедневный анализ системных журналов хостов и серверов во внутренней, защищенной сети.

Пользователи должны пройти курс обучения и быть обучены сообщать о всех подозрительных признаках при работе систем своим системным администраторам, а также соответствующим сетевым администраторам или сотрудникам отдела информационной безопасности.

Все сообщения о проблемах при работе пользователей, полученные системными администраторами, должны анализироваться на предмет, не является ли эта проблема признаком атаки. О всех подозрительных событиях они должны сообщать сетевым администраторам и сотрудникам отдела информационной безопасности.

На всех хостах должны ежедневно запускаться средства обнаружения атаки на хост, такие как tripwire.

Системы анализа трафика для обнаружения вторжения должны периодически проверяться

скачать бесплатно Политика безопасности при работе в Интернете

Содержание дипломной работы

Политика безопасности при работе в Интернете
1.1. Цель
1.2. Для кого эта книга
1.3. Основы Интернета
1.4. Зачем разрабатывать политику безопасности для работы в Интернете?
1.5. Основные типы политики
2.1. Что там должно быть
2.2. Получение разрешения
2.3. Претворение политики в жизнь
2.4. Примеры описания общих принципов работы в Интернете в политиках
3.Анализ риска
3.1. Угрозы/видимость
3.2. Уязвимость/последствия
3.3. Матрица профиля
3.4. Учет информационных ценностей
3.5. Система общего назначения
3.6. Критические приложения
3.7. Классификация данных
4. Коммерческие требования
4.1. Удаленный доступ
4.2. Коммутируемое соединение
4.3. Telnet/X Windows
4.4. Переносные компьютеры
4.5. Электронная почта
4.6. Публикация информации
4.7. Исследования
4.8. Электронная коммерция
4.9. Электронный обмен данными
4.10. Информационные транзакции
4.11. Финансовые транзакции
4.12. Постоянная доступность для взаимодействия
4.13. Легкость использования
4.14. Единовременная регистрация
4.15. Разработка пользовательского интерфейса
5. Примеры областей
5.1. Идентификация и аутентификация
5.1.1. Общие политики аутентификации в Интернете
5.1.2. Политика администрирования паролей
5.1.3. Политика для устойчивой аутентификации
5.1.4. Электронные подписи и сертификаты
Примеры различных инфраструктур распространения сертификатов
5.2. Контроль за импортом программ
5.2.1. Защита от вирусов
5.2.2. Контроль интерактивных программ
Модели безопасности Java и ActiveX
5.2.3. Лицензирование программ
5.3. Шифрование
5.3.1. Общая политика для шифрования
5.3.2. Удаленный доступ
5.3.3. Виртуальные частные сети (Virtual Private Networks)
5.4. Архитектура системы
5.4.1. Виртуальные частные сети (Virtual Private Networks)
5.4.2. Удаленный доступ к системе
5.4.3. Доступ к внутренним базам данных
5.4.4. Использование нескольких брандмауэров
5.5. Улаживание происшествий с безопасностью
5.5.1. Введение в обнаружение происшествия
5.5.2. Методы обнаружения происшествия
5.5.3. Ответные действия
5.6. Организационные меры
5.6.1. Ответственность должностных лиц за безопасность
5.6.2. Допустимое использование
5.6.3. Сохранение конфиденциальности личной информации (privacy)
5.7. Обучение пользователей
6.1. Основы и цель
6.2. Аутентификация
6.3. Анализ возможностей маршрутизации и прокси-серверов
6.3.1. Маршрутизация источника
6.3.2. Фальсификация IP-адреса
6.4. Типы брандмауэров
6.4.1 Шлюзы с фильтрацией пакетов
6.4.2. Прикладные шлюзы
6.4.3. Гибридные или сложные шлюзы
6.4.4. Рейтинг
6.5. Архитектуры брандмауэра
6.5.1. Хост
6.5.2. Экранированный хост
6.5.3. Экранированная подсеть
6.6. Интранет
6.7. Администрирование брандмауэра
6.7.1. Квалификация администратора брандмауэра
6.7.2. Удаленное администрирование брандмауэра
6.7.3. Зарегистрированные пользователи
6.7.3.1. Архивные копии брандмауэра
6.8. Доверительные взаимосвязи в сети
6.9. Виртуальные частные сети (VPN)
6.10. Отображение имен в адреса с помощью DNS
6.11. Целостность системы
6.12. Документация
6.13. Физическая безопасность брандмауэра
6.14. Действия при попытках нарушения безопасности
6.15. Восстановление сервисов
6.16. Усовершенствование брандмауэра
6.17. Пересмотр политики безопасности для брандмауэра
6.18. Системные журналы (сообщения о событиях и итоговые отчеты)
6.19. Примеры политик
6.20. Примеры специфических политик для отдельных сервисов
6.21. Начальник отдела
6.22. Сотрудник отдела автоматизации

заработать

Закачай файл и получай деньги